суббота, 25 сентября 2021 г.

Это интересно

Элементы в композиции сказки 

Сказка – это жанр устного народного творчества. Все сказки повествуют о вымышленных событиях, герои в них делятся на положительных и отрицательных. Позднее появились литературные сказки – когда писатели, как наш Пушкин, стали сами их писать. Сказки – произведения большого искусства. Знакомясь с ними, не замечаешь их сложного построения (композиции)– настолько они просты и естественны. Это – свидетельство высочайшего мастерства исполнителей. А.С.Пушкин писал: «Читайте простонародные сказки, молодые писатели, чтоб видеть свойства русского языка».


Три типа народных сказок

Бытовые. Описывают через какую-то историю жизнь и быт человека. В них есть три подтипа:

1. Социально-бытовые. Например, сказка про Шемякин суд или про то, как мужик делил гуся. В них нет высмеивания и нет волшебства, просто какая-то история.
2. Сатирико-бытовые. Когда кто-то высмеивается. Сказка про то, как поп нанимал работницу, как раз такая. Там очевидное высмеивание попа. Мне особенно нравится последний фрагмент, когда поп говорит работнице о деньгах: «Деньги платить буду. Каждый год по рублю! Сама подумай. Сто годов — сто рублев. Богатейкой станешь!».
3. Волшебно-бытовые. В них есть что-то волшебное. Пример – сказка про Морозко.

Волшебные. Отличаются от бытовых тем, что в них есть волшебные герои: Змей Горыныч, Кощей Бессмертный, Чудо-Юдо и другие. Или в них происходят какие-то волшебные события, например, лягушка вдруг превращается в царевну. Мы читаем и понимаем, что так на самом деле не может быть. Два типа:

1. Героические. Когда есть герой, совершающий подвиг. Например, в сказке про молодильные яблоки надо достать эти самые яблоки и вернуться целым и невредимым.
2. Сказки о героях, которые обладали необычными способностями. Пример – сказка про Марью-искусницу.

О животных. Есть сказки про обычных животных, например, про лису, которая выгнала зайца из избы. И есть про необычных (волшебных) животных, например, сказка Ершова про конька-горбунка.
Источник: https://vsvoemdome.ru/obrazovanie/chto-takoe-skazka

Нередко сказки (особенно волшебные) начинаются с так называемых присказок. Их назначение – подготовить слушателя к восприятию сказки, настроить его на соответствующий лад, дать ему понять, что далее будет рассказывать сказка. «Было это на море, на океяне, – начинает сказочник. – На острое Кидане стоит древо – золотые маковки, по этому древу ходит кот Баюн: вверх идет – песню поет, а вниз идет – сказки сказывает. Вот бы было любопытно и занятно посмотреть! Это не сказка, а еще присказка идет, а сказка вся впереди. Будет эта сказка сказываться с утра до после обеда, поевши мягкого хлеба. Тут и сказку поведем…» Часто присказки юмористичны. Например: «В некотором царстве, в некотором государстве под номером седьмым, под которым мы сидим, жил да был белоус, надел на голову арбуз, на нос – огурец и поставил великолепный дворец. Это не сказка, а присказка, а сказка будет после обеда, поемши белого хлеба и мягких калачей». Или: «Поп со зла ударил козла, а козел с разбегу ударил телегу, а телега раскатилась, попу в бороду вцепилась. Но это еще не сказка, это присказка, сказка дальше начинается». 

Традиционным элементом сказки является зачин (начало). Зачин, как и присказка, кладет четкую грань между нашей обыденной речью и сказочным повествованием. В зачине определяются герои сказки, место и время действия. Самый распространенный зачин начитается со слов: «Жили-были…». У волшебных сказок более развернутые зачины: «В некотором царстве, в некотором государстве жил был царь…». Но нередко сказки начинаются прямо с описания действия: «Попался было бирюк в капкан…».

Сказки имеют и своеобразные концовки, которые подводят итог развитию сказочного действия. Вот как, например, заканчивается сказка «О зимовых зверях»: «А бык со своими друзьями и до сих пор живет в своей хате. Живут, поживают и добра наживают». Сказка «Волшебное кольцо» заканчивается так: «А Мартынка и теперь живет, хлеб жует». Иногда концовка формулируется как пословица, в которой высказывается общее суждение о содержании сказки. В сказке «Мужик, медведь и лиса» лиса погибает, выставив из норы собакам хвост. Сказочник закончил сказку следующей фразой: «Так часто бывает: от хвоста и голова пропадет».

Общая модель :


В чем смысл сказок
«Вот есть сказка про курочку рябу. Как она снесла золотое яичко, дед его не разбил, бабка не разбила, а мышка бежала и разбила. В чем смысл?»
Есть точка зрения, что в сказках через сложные символы передается определенная мораль. Например, золотое яичко – это счастье. Дед и бабка живут и все время ругаются по мелочам – пробуют счастье на прочность. Но оно все-таки не разбивается. А потом вдруг проникает в их жизнь сплетня, как серая мышь, в доме поселяется недоверие – и счастье разбивается.

Курочка сносит второе яичко, но уже не золотое, а простое. Дед и бабка продолжают жить вместе, но прежнего счастья у них уже нет, обычная невзрачная жизнь.

 А как вы думаете, в чем смысл сказки «Гуси-лебеди»? Почему мальчика похищают именно гуси (и вообще, откуда гуси-лебеди, как это понимать), а не волки, не змей-горыныч? Почему у бабы Яги ребенок не кричит от страха, а сидит, как зачарованный и играет золотыми яблоками?

 

Нравственный смысл сказки «Гуси-Лебеди» 

Сказка Гуси-лебеди как реинкарнационный миф? 

Анализ сказки «Гуси лебеди»


 

Комментариев нет:

Отправить комментарий