среда, 13 января 2021 г.

Это интересно

 

КОМПОЗИЦИОННЫЕ ПРИНЦИПЫ В МУЛЬТИПЛИКАЦИИ

 

COMPOSITIONAL PRINCIPLES IN ANIMATION

Н.Ю. Фролова, В.C. Шарапов

N.U. Frolova, V.S. Sharapov

Белорусский государственный университет

Минск, Беларусь

Belarusian State University

Minsk, Belarus

e-mail: frolovanu@bsu.by, luciandrawarts@gmail.com

В статье рассмотрены основные композиционные принципы в контексте их применения в мультипликационной практике. Раскрыты основные композиционные законы гармонизации и их функционирование в специфике кадра.

Ключевые слова: композиция; мультипликация; кадр; доминанты; ритм;

симметрия; асимметрия.

The article deals with the compositional principles in the context of their application in the animation practice. The basic compositional laws of harmonization are revealed and their work in the specifics of the frame is considered.

Keywords: composition; animation; frame; dominants; rhythm; symmetry;

asymmetry.

Сегодня законы композиции используются во всех художественных

практиках: изобразительном искусстве, театре, кино и т.д. В каждом из

видов искусства композиция присутствует как необходимая структура,

способствующая организации элементов в единое целое, в единый художественный образ. Мы часто можем слышать о композиции в изобразительном искусстве или в музыке, но реже о композиции фильма или

кадра. Однако законы композиции являются необходимым условием

построения кадра любого из экранных искусств: будь то большое кино

или любительский ролик, снятый на мобильный телефон. «Композиция

кадра является одной из важнейших характеристик кино- и видеопродукции, поскольку она обеспечивает привлечение и удержание внимания зрителей» [1, с. 7].

Несмотря на то, что понятие композиции в той или иной мере в разных художественных практиках понимается примерно одинаково,                          существует некая разница в интерпретации термина в зависимости от специфики практики. Если для изобразительного искусства композиция –

это построение, логическое подчинение частей художественному целому, то в музыке композиция – это «искусство изображать звуками настроение души». В кинематографе тоже есть своя специфика понимания

композиции и работы ее законов. Как пишет в своей книге П. Уорд,

«Композиция – это организация видимых элементов внутри кадра, это

основа всей зрительной коммуникации» [1, с. 7].

Главной задачей композиционного построения является достижение

гармонии, единство и цельность художественного образа. Гармония и

цельность достигаются грамотным использованием композиционных

законов в зависимости от замысла автора. К основным композиционным

законам относятся: закон симметрии и асимметрии, ритма и метра, контраста, нюанса, тождества, масштаба, пропорции, динамики и т.д. Применение этих законов мы можем видеть во всех видах экранных искусств. Применение композиционных принципов можно наблюдать в рекламных роликах и в мультипликации. Этот тип фильмов длится, как правило, довольно короткое время при наполненном содержании и выразительности. То есть автору надо в коротком фильме впечатлить, заинтересовать или научить зрителя.

На примере двух мультфильмов «Корпорация монстров» и «Каролина в стране кошмаров» можно показать, как некоторые законы композиционной гармонизации работают в кадре. Возьмем «закон доминанты» или, как его называют, «закон композиционного центра». Доминантой является объект, притягивающий наш взгляд, являющийся начальной точкой рассмотрения всего произведения. Доминантой в кадре может быть «большое», «малое» или «пауза».

При доминанте «большого» объект может притягивать наш взгляд

не только своим превосходящим масштабом, а также контрастностью,

степенью проработанности, фактурой и т.д. Рассмотрим один из кадров

фильма «Каролина в стране кошмаров».

 

В данном кадре доминантой выступает лицо девочки: оно крупное,

более контрастное относительно фона и имеет лучшую проработку. Доминанта лица персонажа выглядит более эмоционально выразительно на фоне маленького розового силуэта, при том что силуэт контрастен, но не имеет деталировки и четких границ. Такой прием используется для выражения значимости в кадре, когда автору надо показать нечто важное, эмоциональное.

При использовании приема «доминанта малого», акцент делается на второстепенный элемент кадра, который может показаться незначимым с первого взгляда. Как правило, автор выделяет такой элемент за счет различных визуальных приемов: деталировки, контрастности, цвета, формы и т.д. Например, в кадре из мультфильма «Корпорация монстров» наш взгляд сразу устремляется на светлое малое пятно, оно привлекает наше внимание, а крупный объект в кадре почти полностью сливается с окружением.

 

Частым приемом в построении кадра выступает прием использования «доминанты пространства» или «паузы». Пространство становится главным в кадре, мы буквально проваливаемся в глубину кадра. В этом случае плотность и деталировка окружения постепенно растворяются и как бы втягивают нас внутрь пространства.

 

Ритм как одна из важнейших категорий композиции помогает визуально сузить и расширить кадр, ускорить или замедлить его, направить взгляд зрителя, задать динамику кадру. Как и в большинстве пространственных композиций, ритм используется в сочетании с пропорцией.

«Ритм, составляющий упорядоченную структуру, не обязательно подразумевает повторение одинаковых элементов. Визуальный ритм указывает на взаимосвязь внутри серии форм или линий. Например, в движущемся кадре фоновые объекты могут методично наплывать на рамку» [1, с. 73].

В кадре из фильма «Корпорация монстров» мы видим, как ритмично расставленные персонажи дают образ настоящего производства.

 

Задать ритм способен и цвет. В приведенном кадре происходит чередование кораллового и бирюзового. Чередование цветов приводит к целостности ритма.

Симметрия и асимметрия как приемы выразительности также активно применяются в мультипликации. Как правило, симметрию в кадре мы видим, когда автору надо передать ощущение покоя, равновесия, статики. Асимметрия применяется для передачи активности, напряжения или драматизма.

 

Мы рассмотрели только некоторые композиционные приемы, используемые в мультипликации. Конечно, построение кадра довольно сложно и зависит от идейного и художественного замысла автора. Сегодня мы видим много интересных мультипликационных фильмов, разнообразных по форме, образности, языку и стилистике. Однако все фильмы строятся из единичных кадров, каждый из которых представляется гармоничной, логичной и грамотно построенной композицией.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Уорд, П., Композииия кадра в кино и на телевидении / П. Уорд – М.: ГИТР,

2005. – 196 с.

2. Чернышев, О.В. Композиция: творческий практикум / О.В Чернышев. –

Минск: Беларусь, 2013. – 447 с.

Комментариев нет:

Отправить комментарий