вторник, 17 ноября 2020 г.

Конспект занятия

Методическая разработка

практического занятия

 

«УРОКИ ВОЛШЕБСТВА»

(СОЗДАНИЕ АНИМАЦИОННЫХ РОЛИКОВ В ТЕХНИКЕ СТОП-МОУШЕН)









Введение

 

Инновационные процессы в дополнительном образовании напрямую связаны с включением в практику педагогами новых информационно-коммуникативных технологий. Учеными доказано, что 80 % информации ребенок воспринимает визуально, поэтому, сегодня возникает потребность в современные технологиях визуализации информации.

Одной из распространенных и доступных технологий является «стоп-моушен» анимация — видео материал, полученный из последовательности кадров, снятых на фото. Данная техника представляет собой покадровую съёмку объектов с последующим соединением кадров в видеоряд. Несмотря на модное и незнакомое для многих слово, мы с детства знакомы с этой техникой. Все первые кукольные и пластилиновые мультфильмы сняты именно таким образом.

«Пиксиляция» (Pixilation) представляет собой разновидность «stop-motion» анимации, когда в роли объектов покадровой съемки выступают живые актеры. Делается множество снимков с небольшим интервалом, при этом персонажи меняют свое положение, затем фотографии монтируются с целью достичь какой-либо необычной ситуации, которую без применения подобного трюка не снимешь. С помощью этой техники на экране могут происходить настоящие чудеса – герои могут летать, двигаться, не отрывая ног от земли, ездить на стульях, превращаться один в другого, исчезать, проходить сквозь стены и так далее. Можно создать ролик, где, как по-волшебству, вырастает лего - робот, или сама собой нарисуется картина.

Техника «пиксиляции» быстро стала популярной на просторах интернета, широко используется при создании рекламы, музыкальных клипов и видео-арта.

Деятельность по созданию ролика в стиле «stop motion» вызывает интерес у школьников так как:

·         является увлекательной формой для учебной и внеурочной деятельности;

·         технология проста, не требовательна к ресурсам: оборудованию и программному обеспечению;

·         является формой самовыражения, работает на профориентацию школьников;

·         есть возможность сразу же посмотреть результат, просто быстро пролистывая отснятые кадры;

·         каждый участник может стать владельцем памятного ролика.

Данный методический продукт представляет собой конспект практического занятия по созданию анимационных роликов в технике стоп-моушен. Пособие будет полезно не только педагогам дополнительного образования и руководителям детских видеостудий, но и самому широкому кругу педагогических работников (воспитателям в летних лагерях, классным руководителям и т. д.)

Стоп-моушен анимация дает возможность создавать не только анимационные фокусы. С помощью этой техники можно делать яркие динамичные видеоотчеты о любом коллективном мероприятие, будь то праздник, экскурсия или поход, а также фиксировать работу над каким – либо творческим и даже исследовательским проектом.

 

Цель занятия:

Формирование у обучающихся навыков создания анимационных роликов в технике стоп-моушен (Stop Motion).

Задачи:

Образовательные:

·         Расширять знания о технике стоп-моушен, в частности, о ее разновидности - пиксиляция

·         Формировать умения и навыки фотосъемки для последующего создания анимационного ролика.

Развивающие:

·         Развивать артистизм, творческие способности, воображение, фантазию.

Воспитательные:

·         Способствовать сплочению детского коллектива, созданию непринужденной атмосферы и положительных эмоций.

 

 

Методическое обеспечение

 

·         ТСО: фотокамера, штатив.

·         Видео - материал:

·         видеоролики «Анимационные фокусы»[https://www.youtube.com/watch?v=J20v6-GGV0g].

·         видеоролик "Соседи", Норман МакЛарен, 1952 год [https://www.youtube.com/watch?time_continue=181&v=4YAYGi8rQag].

·         Оборудование:

·         Стулья, столы.

·         Любой реквизит (шляпы, зонты, палочки, накидки, маски).

·         Бумажные кружки (диаметр 10 см), маркеры или фломастеры для рефлексии.





Методические рекомендации для педагогов

I.         

1.        Занятие лучше проводить в светлом, просторном помещении, не загроможденном мебелью. Если съёмка происходит в классе, то парты необходимо раздвинуть, чтоб освободить центр класса.

2.        Камеру необходимо установить на штатив, при его отсутствии, надежно закрепить в неподвижном положении подручными средствами. Камеру лучше установить у задней стены.

3.        Для создания последующего эффекта движения, необходимо учитывать, что количество кадров на секунду будущего ролика должно быть не менее 4 (в идеале – 6). Таким образом, для ролика продолжительностью 1 минуту необходимо сделать 250 – 360 кадров.

4.        В ходе съемки дети должны меняться ролями, и в качестве оператора по очереди должны выступить все дети. Таким образом, можно избежать монотонности и усталости.

5.        Трюки по ходу действия могут выполняться самые разнообразные. Поощряйте детей придумывать что-то своё. Главное – движения по ходу съемки должны быть минимальные (например, при движении дети передвигаются в кадре на полшага).

6.        По окончании съёмки можно сразу же просмотреть результат, используя функцию быстрого просмотра фотографий.

7.        Монтировать ролик можно, если позволяют возможности, на следующем занятии (при малом количестве детей). Если нет, то монтаж ролика производится педагогом. Для этого не требуется специальных углубленных знаний и применения профессиональных программ. Монтаж производится в любом доступном видео-редакторе (инструкцию см. Приложение 1).









Ход занятия

 

·         Организационный момент

Педагог приветствует детей, проводит психологический настрой.

- Посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Улыбка является символом хорошего настроения.

 

                                                                               I.        Сообщение темы занятия

 

Педагог: Ребята, вспомните, пожалуйста, о чем мы с вами говорили на прошлом занятии?

Предполагаемые ответы детей: Знакомились с техникой анимации «стоп-моушен».

П.: А кто помнит, что это за техника?

Предполагаемые ответы детей: Это покадровая съемка предметов (персонажей), которые двигаются в кадре на небольшие расстояния.

П.: Где мы можем увидеть пример использования подобной техники?

Ответы детей: В любом кукольном или пластилиновом мультфильме.

Педагог предлагает детям посмотреть видеоролик «Анимационные фокусы», снятый обучающимися мультсудии «Колибри».

П.: - Скажите, ребята, вам понравились эти фокусы? А хотели бы сами создать подобный ролик, героями которого станете вы сами?

Итак, наше сегодняшнее занятие – это «Уроки волшебства», где каждый из вас сможет совершить удивительные превращения.

 

                                                                                          II.        Основная часть.

2.1. Экскурс в теорию

П.: - Ребята, а кто-то догадался, как снимались эти ролики? (ответы детей).

П.: - Такой прием называется пиксиляция - это техника анимации, при которой живые актеры или предметы снимаются покадрово, и кадры монтируются потом с целью достичь какой-либо необычной ситуации, которая в жизни невозможна. Так, например, мы с вами тоже сможем летать в кадре, проходить сквозь стены, ездить на стульях и так далее.

Придумал эту технику шотландец Норман МакЛарен, всемирно известный мультиплакатор, основоположник авторской мультипликации. Его короткометражный фильм «Соседи», снятый в 1952 году, считается первым образцом «пиксиляции». Давайте его посмотрим.

П.: - Что общего между фильмом «Соседи» и роликом «Анимационные фокусы»

Предполагаемые ответы детей: и там и там люди возникают ниоткуда, двигаются не отрывая ног, появляются предметы в руках и т. д.

П.: - Давайте с вами тоже попробуем стать волшебниками и снимем свои анимационные фокусы.

 

2.2. Практическая часть.

П.: Предлагаю вам исполнить несколько трюков, часть из которых вы видели в роликах, а какие – то, возможно, мы придумаем сами.

 

Трюк «Скользящие дети»

 

Лучше всего этот фокус снимать на фоне стены или классной доски. Первый кадр – пустая стена. Затем в кадре появляется человек (на треть), лицом к камере. Затем он делает полшага, делается снимок. Так далее, когда человек полностью появится в кадре, вплотную становится следующий, и они двигаются синхронно, после появления второго, встает третий и так далее. Они двигаются вдоль стены синхронно, делая по пол-шага, каждое изменение фиксируется камерой. И так они двигаются, пока последний человек не исчезнет из кадра. Последний кадр – пустая стена. При монтаже будет эффект скольжения шеренги детей вдоль стены. Можно разнообразить, меняя позы детей (они могут стоять боком, паровозиком)

 

Трюк «Прохождение сквозь стену»

 

Выполняется по аналогии с предыдущим, но снимается не противоположная стена, а боковая. Первый кадр – пустая стена (как вариант – закрытая дверь класса). Следующий кадр – ребенок стоит, плотно прижавшись к стене или двери, далее он двигается вглубь помещения на полшага, каждое движение фиксируется. Далее появляется аналогичным образом следующий персонаж и так далее. Все они двигаются синхронно по полшага. При монтаже проявится эффект, что дети «прошли сквозь стену».

 

Трюк «Вытягивание стула»

 

В первом кадре (не в центре, а чуть сбоку) - стоит ребенок, исполняющий роль волшебника. Затем он начинает делать движения руками, как будто что то вытягивает. Положение рук меняются незначительно, каждое движение фиксируется камерой. Затем, с противоположного края кадра, появляется сидящий на стуле другой ребенок. Он передвигается постепенно (движения стула на 4-5 см), лицом к «волшебнику». После того как стул «выедет» в центр кадра, «волшебник» начинает другие движения, как будто что то крутит. Сидящий на стуле ребенок начинает перемещаться вокруг своей оси, двигаясь постепенно. После выполнения трех – четырех оборотов, волшебник начинает делать выталкивающие движения и стул «уезжает из кадра».

 

Трюк «Заколдованные туфли»

 

Первый кадр – пустая комната. Затем в кадре появляются туфли, сначала один потом другой, он как бы шагают. Туфли за кадром перемещают их владельцы. За первой парой вторая, потом третья и так далее (не более 6 пар). Туфли идут друг за другом и расходятся. Каждый шаг туфель фиксируется камерой. Владелец первой пары обувается, стараясь не сдвинуть обувь с места. Следующий кадр ребенок уже стоит в туфлях, он как по-волшебству появился. Он разворачивается лицом к камере и к остальным туфлям. Начинает делать движения руками, как будто «колдует». Можно дать в руки какую нибудь палочку, имитирующую «волшебную». В какой то момент следующий ребенок обувает свои туфли, так же стараясь не сдвинуть их с места. Ребенок садится на корточки, максимально съежившись. Постепенно он поднимается, замирая на мгновенья, чтобы сделать стоп- кадр. После того, как он полностью выпрямляется, главный «волшебник» начинает «колдовать» над следующей парой обуви. Так продолжается, пока все дети не появятся в кадре. После этого «волшебник» по взмаху палочки может заставить обратно исчезнуть (дети просто уходят по очереди из кадра)

 

Трюк «Волшебный платок»

Для этого трюка понадобится большой платок или отрез любой ткани.

Двое человек стоят на небольшом расстоянии друг от друга, держат платок или ткань. Они медленно опускают платок вниз, демонстрируя, что за ним никого нет, потом так же медленно поднимают, каждое движение фиксируется камерой. Затем за платок встает третий человек (надо постараться, чтоб его не было видно ни сверху, ни снизу). Двое опять начинают опускать платок, за ним уже появился человек (при монтаже будет эффект внезапного появления, как в цирке). Затем платок можно поднимать и опускать несколько раз, меняя возникающих персонажей.

 

Трюк «Летающие дети»

 

Для съемки этого трюка от детей потребуется хорошая физическая подготовка.

Ребенок максимально высоко подпрыгивает, необходимо снять момент, когда он в прыжке. Затем он понемногу меняет положение и снова подпрыгивает. Таких кадров необходимо сделать как минимум, 10. В конце он должен вернуться в исходное местоположение (туда, где был снят первый прыжок). При монтаже эти кадры необходимо закольцевать, то есть скопировать и вставить 2-3 раза. В итоге будет казаться, что ребенок «летал» над полом.

                                                                                III.        Заключительная часть

3.1. Подведение итогов занятия

П.:- Ну что ж, ребята, вот мы с вами сняли достаточно материала для создания наших анимационных фокусов. Скажите, вам понравилось быть в роли волшебников?

С какой новой техникой анимации вы познакомились сегодня? (Ответы детей – рефлексия).

П.:- Ролик мы будем монтировать на следующем занятии, но уже сейчас мы можем посмотреть, что у нас получилось.

Педагог возвращается к первому кадру и, используя функцию быстрого просмотра фотографий, показывает детям предварительный результат.

Дети смотрят, осуждают, делятся впечатлениями

 

I.         

2.        Домашнее задание

П.:- Ребята, я предлагаю вам дома подумать над названием для нашего ролика, а также подобрать походящую музыку и звуковые эффекты. На следующем занятии мы рассмотрим варианты и выберем лучшие и подходящие

I.         

2.        Рефлексия

П.:- Сейчас я вам раздам бумажные кружки и фломастеры. Каждый из вас нарисует смайлик, соответствующий вашему впечатлению от занятия. Каждого из вас я сфотографирую, и эти кадры мы также используем в нашем ролике.

Дети рисуют смайлики, фотографируются (по отдельности и коллективно)

П.:- Ребята, мне было очень приятно с вами работать сегодня. До свидания, до новых встреч!

 



Список использованных источников

 

1.    Дина Годер. Самые необычные техники анимации: [Электронный ресурс]. - https://arzamas.academy/materials/1620 (дата обращения: 20.10.2019 время 17:00)

2.    Евгения Жиркова, Михаил Солошенко. Видеоурок «Техники. Пиксиляция».: [Электронный ресурс]. -http://multazbuka.ru/zanaytie13 (дата обращения 05.10.2019 время 18:40)

3.    Норман МакЛарен. "Крестный отец авторской анимации": [Электронный ресурс]. -https://studfiles.net/preview/3882698/page:8/ (дата обращения: 14.10.2019 время 15:30)

4.    Пиксиляция. Как создать мультфильм вместе с ребёнком: [Электронный ресурс]. - http://gz.raz-vmeste.ru/2018/03/29/piksilyatsiya/ (дата обращения: 22.10.2019 время 19:30)

 



Приложение 1



Алгоритм монтажа видеоролика в программе Movavi Video Editor

·         Открыть программу

·         В верхней левой части найти вкладку «Мои файлы» - «Добавить файлы», нажать её.

 

 

 

·         Выбрать папку, где хранятся фотографии, добавить их все.

 

 

·         Автоматически все фотографии попадут на шкалу времени (монтажный стол).

·         По умолчанию, продолжительность каждой фотографии – 4 секунды. Выделяем левой кнопкой мыши ВСЕ фотографии.

·         По щелчку правой кнопки выбираем вкладку Инструменты – Свойства видео

 

 

·          

·         Находим кнопку продолжительность видео, меняем на 00: 00:250 (0, 25 секунды, можно меньше, но не более). Переходы НЕ добавляем.


 

·        

 

 

 

 

 

 

 

 

 ННакладываем подходящую музыку (аналогично как добавляли фото, выбираем свой аудиофайл, он автоматически попадет на звуковую дорожку). Можно воспользоваться готовыми мелодиями, встроенными в программу. Обрезаем звуковой файл при необходимости.

·         

 

             При желании накладываем начальные и конечные титры



·         Сохраняем в любом удобном формате (avi, mp4)



·         Оцениваем результат

В других видео-редакторах действия выполняются аналогично!

 

 


Комментариев нет:

Отправить комментарий